Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

13 июня 2012

«Тот, кто убивает книгу, убивает сам разум»

Эта цитата из «Ареопагитики» Джона Мильтона за прошедшие с ее опубликования почти что 370 лет цитировалась тысячи раз в переводах и оригинале (“who kills a Man kills a reasonable creature, Gods Image; but hee who destroyes a good Booke, kills reason it selfe, kills the Image of God”).

«Тот, кто убивает книгу, убивает сам разум»

Ариэль Хессайон (Ariel Hessayon), профессор лондонского Голдсмит-колледжа (ныне в составе Лондонского университета — Goldsmiths, University of London), опубликовал в 2007 г. в итальянском журнале “Cromohs (Cyber Review of Modern Historiography)” небольшое исследование под заглавием “Incendiary Texts: Book Burning in England, c. 1640 — c. 1660”.

В статье Хессайон перечисляет основные доказанные случаи, когда книга была приговорена к сожжению (что совершенно не означало, что она действительно будет сожжена — как, например, в случае с памфлетами Томаса Нэша в 1599 г.). В статье приводится составленный им график приговоров по годам, с предсказуемыми пиками в 1642 и 1646 гг., когда гражданская война особенно обострялась. Именно в это время сожжение книг стало публичным актом, который приводил в исполнение палач, как в континентальной Европе. Одновременно с этим основной мишенью для приговоров стали не католические трактаты и памфлеты, а радикальные протестантские тексты социального характера (анабаптисты, левеллеры).

Еще одна причина участившегося «убийства книг» — отмена предварительной цензуры. Сожжение книг в сочетании с репрессиями против их авторов стало, пишет Хессайон, эффективной стратегией самоцензуры. “If this was an age of freedom”, заключает ученый, “it was a strictly limited one”.

Работы, на которые опирался и с которыми полемизировал Хессайон:

В. С. Макаров

Фото: Cromohs

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира