Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

2 июня 2012

«Я в мелкий порошок сотру их кости»: «медицинский каннибализм» в Европе раннего Нового времени

В одной из наиболее жестоких сцен шекспировских трагедий Тит Андроник дважды повторяет над трупами Деметрия и Хирона, как он разотрет в порошок их кости и, смешав с кровью, добавит все это в тесто для пирога. Мы воспринимаем этот монолог как гротескное преувеличение, но вплоть до конца XIX века европейцы действительно принимали внутрь порошок из костей — с медицинскими целями.

Смерть Хирона и Деметрия («Тит Андроник», акт V, сцена 2, издание "The Works of Mr. William Shakespeare" Николаса Роу 1709 года)
Смерть Хирона и Деметрия ( «Тит Андроник», акт V, сцена 2, издание "The Works of Mr. William Shakespeare" Николаса Роу 1709 года

За последний год уже два исследователя обратились к теме так называемого «медицинского каннибализма» в Европе раннего Нового времени. В прошлом году в серии “Early Modern Cultural Studies” издательства “Palgrave Macmillan” вышла монография профессора австралийского университета Новой Англии Луизы Нобл (Louise Noble) “Medicinal Cannibalism in Early Modern English Literature and Culture”. Чуть позже за ней последовало исследование профессора Даремского университета (Великобритания) Ричарда Сагга (Richard Sugg) “Mummies, Cannibals and Vampires: the History of Corpse Medicine from the Renaissance to the Victorians”.

В этом месяце появилась электронная версия книги Сагга, и, по уже сложившейся традиции, это снова подогрело интерес к теме «мумий» и других лекарств из трупного материала. Сагг и Нобл каждый по-своему демонстрируют, как европейцы, гневно осуждая каннибалов Нового света, одновременно доказывали полезность лекарств из костной муки и крови, прежде всего фальшивых египетских «мумий». В «Книге путешествий» Ричарда Хаклита (Richard Hakluyt) о них говорится как о лекарстве, которое врачи и аптекари насильно навязывают больным: “And these dead bodies are the Mummie which the Phisitians and Apothecaries doe against our willes make vs to swallow”. Если в источниках XIII–XIV веков обычно говорится о медицинском эффекте засохших смол, которыми бальзамировали тело во время мумифицирования, то к концу XVI века, когда писался многотомный труд Хаклита, из-за роста спроса в ход уже шли просто размолотые в порошок остатки костей, тканей и бинтов, в которых, как считалось, могла сохраниться витальная энергия «духов». Так, порошок из человеческого черепа, считалось, мог помогать при головной боли и т. д.

Противопоставление «обычных» и «медицинских» каннибалов по-своему истолковывал М. Монтень в «Опытах»: «Да и врачи также не стесняются изготовлять из трупов различные снадобья для возвращения нам здоровья, то прописывая последние внутрь, то применяя их как наружные; но никогда никто не придерживался столь безнравственных взглядов, чтобы оправдывать измену, бесчестность, тиранию, жестокость, то есть наши обычные прегрешения».

Несколько статей по теме (доступ через полнотекстовые базы данных):

Купить книги на сайте «Амазон»:

В. С. Макаров

Фото: Wikimedia

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира