Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

8 мая 2012

Фармацевтический маркетинг XVII века

Предупреждение об опасности цинги доктора Хамфри Нендика (Humphrey Nendick)
Предупреждение об опасности цинги доктора Хамфри Нендика (Humphrey Nendick)

Профессор Хаверфорд-колледжа (Haverford College), историк науки Дарин Хейтон (Darin Hayton) опубликовал в своем блоге небольшую статью о том, как в Англии XVII века рекламировали и продавали «лекарства от цинги». Анонимные рекламные листовки — тактика, известная с начала XVII века. Пересыпая латинскими выражениями обещания излечить от любой хронической болезни — цинги, водянки, желтухи, проказы, золотухи, анемии и т. д. (“Scurvy, Dropsy, Jaundise, Leprosy, Kings-evil, Green Sickness, or any other Chronick Distemper whatsoever”), фармацевты предлагали лекарства бесплатно или с большой скидкой при покупке книги в аптечной лавке. Кроме того, использовалась и старая как мир тактика «правдивого рассказа об излечении», а также прием бесконечного перечисления размытых симптомов, среди которых хотя бы один найдется у любого читателя.

Примером такого маркетинга Хейтон считает препараты на основе ложечницы (Cochlearia, scurvy-grass), активно продвигавшиеся на рынке во время т. н. «эпидемии цинги» в 1680–1690-е гг. (см. об этом подробнее в монографии Кеннета Карпентера). Хотя тогдашние фармацевты, завершает Хейтон, и не тратили миллиарды долларов в год на рекламу, приемы ее не сильно отличались от современных.

См. также другую статью Хейтона об истории маркетинга на рынке лекарств.

В. С. Макаров